суббота, 29 октября 2011 г.

Jury Oshchepkov - bluesman. Интервью с Юрием Ощепковым.

- Юра, салют. Если просматривать всевозможные энциклопедии, то твоё имя связывают географически с Екатеринбургом (Свердловском), а я же дотошная, ну ты знаешь. Вопросов будет с десяток, постараюсь спросить о самом главном. А самым главным бывает то, что интересно простым читателям. Именно потому, что ты – мой друг, я буду не очень грузить твою нежную душу – не захочешь отвечать на некоторые вопросы – просто скажи, что комментариев не будет. Договорились?

– Почему нет? Давай.

- Юра, развей иллюзии всех, кто может быть, каким-то нелепым образом, всё же знает название команды. Я могу сказать, что в 90-е годы группа была очень популярной именно в своём формате. Меня лично всегда интересуют в людях их корни – родословные. Я знаю, что тебе стесняться нечего. Скажи пару слов о месте своего рождения, что-нибудь совсем наивное и человечное из детских твоих воспоминаний. Зачем? Скажем так – мой личный каприз.
Jury Oshchepkov -  bluesman. Интервью с Юрием Ощепковым.



-  Месте рождения? Ижевск. Город такой в 650 километрах от Свердловска, столица Удмуртии. Хороший кстати город – тихий, спокойный, даже где-то сонный совсем. Впрочем, он известен тем, что там Калашников живёт, тот самый который автомат сделал, кстати, он жил в одном дворе с моим отцом, такой сухонький старичок бодрый, я его видел не единожды, и даже не подозревал, что это за персонаж шлёпает с авоськой, наполненной продуктами, через двор. Только, позже значительно, увидев его в новостях, понял, что это за дедок. Правда, я в 11 лет с матерью переехал в Свердловск. Хотя в Ижевск езжу регулярно, там сестра живёт, да и вообще там просто хорошо. Что ещё? Ну могу сказать что к дворянам я если имею какое-то отношение, то ничего о этом не знаю. Сейчас ведь модно, по крайней мере, мне так кажется, искать в родословной какие-то или дворянские корни, или скажем быть хотя бы потомком раскулаченных. Моих предков уж точно никто не раскулачивал. Хотя они и не бедствовали. Вообще-то по предкам опять же все городские были, по отцу – заводчане, по матери… знаю, что её дед работал мастером в Депо города Реж, это в Свердловской области. Так что тут тоже из рабочих. Так что я - пролетарий на самом-то деле стопроцентный получаюсь, мало того мой дед, отец матери служил в ЧК, потом НКВД, потом… в общем закончил службу полковником МВД, и начальником ОВД Орджоникидзевского района. Впрочем, это на самом деле не так уж и важно - кто твои предки. Предками обычно козыряют те, кому сказать о себе нечего, или те, кто в жизни ну вообще ничего не сделали из того, что сделать хотели. А из детства. У меня вообще много воспоминаний, но они больше похожи на немое кино, но с запахами. То есть это - не конкретно какие-то там события, это скорее какие-то виды, и образы. Ну, скажем как иду я, срезая путь через огромный пустырь а в руке у меня модель какого-то самолётика, помнишь, продвались такие наборы из пластика, там были детали и их надо было склеить, хрупкие они очень были. Так вот, иду я , а в замерзающей руке держу этот самолётик за физюляж, ветер встречный крутит винты этого самолётика, по-моему это была модель какого-то польского двухмоторника пассажирского, наподобие нашего «АН 24», ещё идёт снег, а я что-то там себе представляю в головёнке своей, как будто эти сугробы что под ногами это горы, а я пилот этого самолётика, и в душе, внутри меня какая-то такая радость болезненная, как будто вот ещё чуть и всё внутри взорвётся. То есть радость абсолютно собачья, когда та, дождавшись хозяина, прыгает и вертит хвостом, и есть такое ощущение, что ещё чуть ли из шкуры выпрыгнет. В общем, такого рода воспоминания из детства в основном, больше связанных с ощущениями чем с событиями. Ну и запахи разумеется. Например, запах 76 бензина у меня вызывает стойкую ассоциацию с домиком в деревне который у нас был и мы с братом там проводили минимум по 2 месяца летних, так это - запах лета для меня, потому что дядюшка отвозил нас туда на «запорожце» своём, и уезжал, и на выходные он приезжал, и мы его ждали…

- На больные мозоли наступать не буду. Скажи пару слов об образовании. Оно тебе помогло вообще?

- Не знаю, помогло оно или нет, я ж его так толком и не получил, так учился да, но потом всё завертелось и я всего два курса и те коридоры в универе. 90-е это были, и вообще надо было как-то сводить концы с концами, а учиться – самообразование оно да, оно помогло. Хотя своих девок я, разумеется, настраиваю на получение высшего, ибо это хотя бы связи, которые потом им очень могут пригодиться в жизни. У меня есть одна хорошая знакомая, в Москве, она дочь академика, реально, я не шучу, в общем, она по папиному наущению получила диплом «Мухи» и ни дня не работала по специальности. Впрочем, там вообще смешно получилось – она была до определённого времени домохозяйкой и всё пилила и пилила мужа своего, моего друга, и как-то так, сидели мы у них на кухне и вот друг мой ей на очередную тираду какие все мужики сволочи, говорит, ты мол напиши всё это на бумаге – денег заработаешь. Она задумалась, написала, а куда соваться не знает, я ж тогда в Москве сам жил и подрабатывал, в газетёнке одной, «СПИД-инфо», может слышала, так я девушке этой говорю – ты мол туда сунься. Но в те времена уже хрен без знакомств обойдёшься, так вот я выступил в роли «сводни». Теперь эта девушка - довольно известный журналист, работает на кучу гламурных журналов и больше не ворчит на мужа – весь свой негатив на «мальчишек», это её словечко про мужчин любого возраста, выливая в статьи для бабских журналов. Это я к тому, что её высшее образование, в данном случае, не помогло совсем, как и положение и знакомства отца. Возможно, она не хотела папу использовать, а возможно тут было что-то другое. Так что, наверное, если говорить о карьерах и образовании, то эти вещи не настолько взаимосвязаны как принято думать. Везение так же необходимо.

- Юра, я сейчас выступлю на публику немного =). Скажи, музыкант действительно пишет блюз, когда ему по-человечески плохо, или он пишет их по причине иной. Я вот знаю, почему картины пишут, или что может служить катализатором, а в музыке я – благодарный слушатель.


-  Понятия не имею, что является толчком у других. За себя скажу, что вовсе не обязательно, чтоб тебе было плохо. Я описать пытался детские ощущения счастья, когда ты чуть из шкуры не выпрыгиваешь как пёс, вот это бывает толчком, бывает грустно очень, тоже толчок, а бывает всё задрало так, что ты или поубиваешь всю таможню или напишешь что-то, при этом причина может быть только у состояния «задрали», у остальных состояний причин обычно не бывает, они как-то сами накатывают. Не знаю почему. И ещё, у меня есть проблема, которую я б назвал проблемой Шварца, того что написал «Убить Дракона» и многие другие детские сказки – мне надо как и ему заставлять себя работать, писать или ещё что-то. Я жуткий лентяй по натуре, но у меня есть такой рудимент, как совесть, вот этот рудимент и достаёт меня, тихо так подкрадывается вечером и ехидным скрипучим голосом на ухо шепчет: «Ощепков, а ты сделал сегодня что-нибудь для вечности?» При этом это возникает лишь тогда когда я весь день провёл никак, ну разлагался там или книжку читал… Вот чтоб не слышать этот мерзкий голосок я и работаю. Кстати, не важно совсем над чем, над музыкой ли, или в кино, или ещё какая халтура для денег свалится.

- Давай я не буду тебя спрашивать о том, как ты пользовался вниманием противоположного пола. К удивлению читателей я выложу архивное фото тех лет, они всё равно не поверят, что человек может в основном ноты слышать и видеть тоже ушами в основном. Давай о творчестве… Кстати, вот ненавижу вопросы типа: «А каковы твои творческие планы?» … Я слово творчество вообще не очень, это немного непрофессионально, по-моему. Скажем так – чем ты занят сейчас (похвались), и устраивает ли тебя результат работы в принципе?

-  Сейчас? Да вот занимаюсь альбомом «МОТ», который записал с замечательными и интересными людьми. А в планах… нет особо пока никаких – мне б до слушателя донести каким-то образом сделанную работу, оформить её по-человечески, сделать презентацию… в общем полнейшая и скучнейшая рутина, но я в том положении, когда выбирать не приходится – у меня нет ни продюсера, ни директора, вообще никого нет из тех кто обыкновенно всё это делает за музыканта. Причин для этого вероятно несколько, но главная в том, что я сам занимался продюсированием записи, и делал её так как я хочу, а не как захочет того продюсер, который в тенденциях шарит. Я вот вообще срать хотел на тенденции – тенденции - это я. Понимаешь, вот если мне нравится звук, который я записал – значит этот звук в тренде! И если кто-то думает иначе – то он, скорее всего, кретин, или жлоб, или трус. Ведь вообще следовать моде в чём бы то ни было – признак тотальной трусости. Трусости быть непонятым, отвергнутым, осмеянным. Понимаешь? Вот как-то так. А планы, в планах разумеется после презентации концерты играть, и думать над следущим альбомом. Материал-то есть уже, просто пока я не вижу как его сделать. Вот увижу, денег подзаработаю и снова начну делать следующий альбом. У него даже название есть уже, но я его не скажу. Вот такая я какашка.

- Как ты относишься к сегодняшней музыке вообще? Такое количество субкультур, которое мы наблюдаем сегодня, не знали другие эпохи. Хорошо это, плохо, или так и должно было быть?

-  Отвратительно отношусь. К современной музыке, очень отвратительно. Я ведь ещё из тех, кто слышал Высоцкого, Биафру и, на моей памяти, застреллислся Курт. А то, что происходит сейчас, это в основном перестирывание и перешивание наиболее симпатичного белья, которое носили все эти люди. Вся эта альтернатива например – это ведь по сути причёсанные перепевки с более ранних и более непосредственных образцов типа «Рейнж Эгаинст ту Машин» или «Министри». Про поп музыку вообще говорить глупо – как можно говорить о том, чего нет. То есть это есть, но этого нет. Ну вот например «АББА» была и осталась, хотя бы её хит «Мани»… Всё – они вошли в историю, хоть они и поп-музыканты, целью которых было прежде всего рубка бабла, но они и о музыке беспокоились – наверное в те времена публика ещё хоть какое-то музыкальное образование имела, и потому то, что продают сейчас, вряд ли получило бы… Вот, по- честному , во времена оные, да даже во времена моего детства, мальчик с вокальными данными Билайна мог бы, разумеется, выступать, но не в телевизоре и на радио, а в концерте народной самодеятельности «Урюпинской швейной фабрики», дальше его б не пустили. У нас не пустила бы «цензура», у них освистала бы публика. Вот к рэпу я никак не отношусь – просто потому, что совершенно ничего о нём не знаю. То что выдают за РЭП телевизор и радио – уровень Билана, и он не может быть мне интересен, а РЭП который вот сейчас пацаны какие-нибудь сочиняют сидя на кухне в квартале от моего, например, дома, я вообще не слышал, но думаю, если ребята будут думать не только о текстах, но и о музыке, о саунде – то возможно в нём что-то настоящее родится. Не хуже, а то и лучше Дельфина и «Сайпрас Хилл». Не знаю. А вот в рок-музыке сейчас застой, она сильно напоминает мне сейчас то болотце, которое я в юности застал в бардовской песне. То есть как я сказал в ранее – сплошное перестирывание и прелицовка, а так же причёсывание того что уже было. Разумеется, сейчас быть самим собой сложно – все хотят с «радио» и в «телевизор», а эти уроды, я про продюсеров массмедиа придумали какие-то стандарты, как будто музыка это - автомобиль… А музыку и вообще творчество можно сравнить наверное с кухней, с работой повара. То есть вот есть фастфуд – там да, там всё стандартно, а есть дорогущий кабак, где повар готовит какой-то эксклюзив, так вот почему-то люди предпочитают кабак, а в музыке им достаточно фастфуда. Это - неправильно, и возможно раньше потому и было больше в ней интересного что люди, простая публика, это понимали. Сейчас же на первое место вышла музыка для дрочил. Ведь все эти молодые тела…. То есть главное - тело! Сейчас уже Элтон Джон вообще не прошёл бы дальше полуподвального клуба, и Эдит Пиаф тоже не прошли бы – ибо на них не подрочишь – они страшные, их слушать надо. А вот как раз слушать большинство современных потребителей не умеет. И это неумение только культивируется, то есть сейчас чтоб стать звездой, надо обладать сиськами, жопой, ну если ты мальчик, то тельцем и педиковатой физиономией… а голос, умения… Нет, разумеется они должны уметь извиваться как в стрип-клубе, но то, что уместно в стрип-клубе совсем не уместно в музыке. Так вот сейчас в музыке современной музыка занимает последнее место, потому что на тебя должны прежде всего возбуждаться и дрочить тинэйджеры, и тётки престарелые. Именно так считают монстры современной муз.индустрии. И кстати, они несколько заблуждаются – Вайенга она почему популярна? Потому что народ устал от ананизма, и ему уже чего-то для души захотелось, но до нормального уровня он не дорос, вот и суррогат – Вайенга. Вообще она заняла место Талькова, то есть та же поза, те же типа глубокие мысли и всё такое… А на деле пустота, но уже пустота осмысленная. Есть надежда, что феномен популярности Вайенги немного вернёт на землю отечественную продюсню, и они хоть немного смысла добавят в поп-музыку. А я, если говорить о себе, я вообще всегда старался держаться в стороне от стилей и направлений – у меня есть своё видение того как надо, вот я и делаю так. А нравится это кому-то или нет – это проблемы того самого «кого-то».


- Юра, о самых ближайших презентациях. Я в курсе, что у тебя диск выходит в свет, предложи что-нибудь из последних работ, на твой строгий взгляд, самое удачное, или предложи просто послушать и проголосовать, может быть…

-  Песни, они Марин, как дети, они все кажутся, каждая по- своему замечательной, потому мы и устроили фокус-группу со студентами УПИ, и они выбрали трек «друзья», рискнём поверить им?


- Слушай, ну я занудой не буду - очень не люблю тему – вот интервьюерша была такой ограниченной, блин. Поэтому сам себе ты хотел бы задать некий вопрос, на который тебе интересно было бы ответить. Если есть такой, то спроси от моего имени и ответь!

- Меня с детства очень волновал вопрос один, он и сейчас мне интересен, но звучит несколько уже иначе, чем в детстве. Только ответа я на него не знаю. В детстве он звучал так: «Когда я вырасту, на марсе уже будет колония, возьмут ли меня туда слетать или нет?». Сейчас он звучит иначе: «Когда эти трёкнутые идиотины наконец закончат заниматься хернёй и займутся вплотную образованием и освоением космоса?» .Почему меня это волнует? Просто всё конечно, и я тоже умру, и дети мои, и внуки, если девки мои родят их, разумеется… Но, ведь и Земля не вечна. Так вот жизнь моя и твоя и всех нас будет абсолютно бессмысленна, если мы не найдём способ выбраться отсюда, из солнечной системы и освоить все эти миры которые там, над нами. 

- Юрий, я тебя знаю, как человека, которому не всё равно где и как он живёт. Я подозреваю, что ты – большой любитель свободы. Тем не менее, тебя, по твоим расчетам, долго может устраивать то, что сейчас в России и вообще каковы перспективы? Мне это интервью никто не заказывал, поэтому и спрашиваю.

-  Понятия не имею. Вообще, свобода - это ж внутри. Вот ЗК Ходорковский, ну или Лимонов, они ж даже в тюрьме оставались свободны, ну второй разумеется, первый вот сейчас… А взять среднего обывателя, так он в клетке своей находится даже когда у него яхты и пароходы в собственности. Вообще, этот вопрос несколько загоняет меня в тупик. Потому что я, вот сейчас, всей шкурой чувствую что если политики, наши политики, россейские, за ум не возьмутся – будет что-то очень и очень плохое. А вообще, для того чтоб тут жилось хорошо – нужны не только вменяемые менты, суды, и политики – прежде всего нужны нормальные законы. Такие, которые не имели бы никаких двойных прочтений, чтоб ментам и судьям не было вообще свободы для манёвра никакой. Вот когда у них свободы трактовки законов не будет – тогда и будет свобода тут, у нас и сейчас. А не где-то там в перспективе. А вообще это тема для отдельного разговора.

- Один из последних вопросов. Тебе жалко сегодняшнюю молодёжь и почему, если да. Впрочем, если – нет, то тоже объясни почему?

-  Ничуть, её жалеть не надо. Они имеют то, что им нравится. Если б они были активнее то им дали бы именно то, что им хочется, потому что власти любой страны больше всего боятся именно молодняка, а не Лимоновых с Каспаровыми и Ходорковскими, но молодняку хочется лишь пожрать, что-нибудь ещё ими не жратое. Ну это им есть в полном достатке, и даже ещё ложечка. Хотя на самом деле, вот детей, не молодняк, а детей жалко. Им не дают никаких идеалов, их с детства приучают быть дрочилами и жрачами, они в этом не виноваты, тут уж мы, как родители, должны быть в глухой обороне и объяснять им, что Николай кровавый, был именно Николай Кровавый, и никаким местом к святости он вообще не прикасался, что бы про него не голосили официальные попы, ну и далее по списку, чтоб они мыслить умели и любить, а не становились такими же тупыми дебилоидами как Селигерская гопота.

- Что ты мог бы пожелать от души музыкантам, художникам, просто здравомыслящим людям сегодня. Как сохранить бодрость духа, если кругом не очень понятно, что происходит?

- А я ничего советовать не буду. Им жить.

- У тебя сайт готов уже? Есть куда народ пригласить?


-  Сайт делается пока

Ну и вот в соцсетях: http://www.facebook.com/juryoschepkov
http://vkontakte.ru/club22307014



- Знаешь, сегодня себя чувствую немного странно. Приходится с хорошим другом разговаривать немного «вчуже» так, отстранённо. Зато я теперь понимаю, что художником быть лучше, чем журналистом. Хотя в каждом деле свои минусы и плюсы есть. Я думаю, что получилась довольно домашняя беседа в прямом эфире. Спасибо, дорогой!

- Хорошо ;)

© Marina Ovchinnikova

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Не стесняйтесь. Высказывайте свои мысли вслух. Сообщения проходят модерацию, но мне интересно ваше мнение.