суббота, 3 марта 2012 г.

Искусство жить и выживать.

Обалдеть, мне скоро исполнится столько лет, что совершенно не имеет значения, сколько лет мне исполнится. Это я к тому, что есть определённый багаж знаний о жизни, который передавать кому-либо смысла нет. Каждый человек имеет свои права на ошибки. Неправильно рассуждает тот, кто считает, что ошибки не закаляют, ошибки дорого стоят и тому подобное. Просто я устала читать посты одного блоггера, где постоянно пытаются жизни научить. Весь дальнейший текст будет объяснением причин, а так же выводы, сделанные именно методом проб и ошибок. Скажу сразу, что учить жизни я никого не собираюсь.
Пейзаж, нарисованный чаем

Иллюстрация к роману М.Павича "Пейзаж, нарисованный чаем".
Автор графики - 
М. Овчинникова


- Всегда ли так важно – БЫТЬ ПЕРВЫМ?
Жизнь не ставит всех людей в один ряд и в этом, вероятно, есть некая логика и смысл здравый. Если человек родился в монаршей семье, то он априори богат своим происхождением. Его заботой должно быть всегда оставаться с хорошей физиономией, даже при плохой игре. В данной ситуации деньги вообще не имеют смысла. Если говорить о статусности, то кронпринц будет первым по факту своего рождения.
Ребёнок, родившийся в семье преуспевающего банкира, может быть невоспитанным и гадким, но он от рождения богат, если папа не разорится, и потому – тоже первый. В этом случае есть необходимость подумать о правильном воспитании чада, ибо никто ни от чего не застрахован.
Малыш, появившийся в среднестатистической (не будем нищей, среднего достатка – почти одно и тоже) семье по всем параметрам способен стать кем угодно, если его сильно не устраивает статус, полученный при рождении, кроме него некому становиться первым.

Вопрос остался – всегда ли важно и нужно быть первым и что это значит.


1. Старая истина о плюсах того, кто идёт на экзаменах первым отвечать на вопросы билета.

Да, ему действительно никогда НЕ поставят тройку – он имел смелость (иногда не имея понятия о данном правиле) выйти первым, но! Но ему НИКОГДА не поставят пятёрку, даже в том случае, если он знает и отвечает на пять с плюсом. Негласный закон всех преподов и всех комиссий. История из моей жизни в подтверждение факта. Я училась в очень сильном потоке, можно сказать, что это был пик расцвета не только преподавательского, но и ученического состава Горьковского (Нижегородского) Художественного Училища. Поступить к нам было не просто сложно, а почти невозможно. Но и закончить с хорошими оценками тоже затруднительно. Самый простой факт: в год моего поступления конкурс в ГХУ был 5 человек на место, а в Архитектурно-Строительный Институт всего 3 человека. Возраст вообще не имел значения. Естественно, что приоритет отдавался центровым нижегородским школам. Учились убийственно. Мои ученики вообще не имеют понятия, что такое ТАК учиться в НХУ. Если кто-то из нас прогуливал, то в 9 случаях из возможных 10 это было связано с серьёзным обострением какой-нибудь болячки. Учителя драли три шкуры, но сами тоже горели на работе. Итог – защита ГОСов и Диплом. Всё по-взрослому. Со мной в группе учился мальчик из сложной семьи, у него в период защиты болела мама, сестрёнку воспитывал он сам – отца не было (ушёл), всё трудно. Олежек чувствовал, что не тянет, хоть повесься. Я же методично ходила все четыре года учёбы на все защиты дипломников – друзья приглашали с других курсов. Это негласное правило почувствовала шкурой. У нас был относительно дружный коллективчик, поэтому собрали свой совет стаи, зная, что ведущий педагог выдаст свою очерёдность на защиту. Огласила правило, которое назовём первому – четвёрка. Желающих было много, не по причине, что тупые или плохо, а именно – гарантия защиты от тройки. Олежка мог бы напрячься и сдать на пять, но как-то всё в тот период шло не в масть. Ему не очень хотелось 4, но это лучше, чем – 3. Мы все решили право первого отдать ему и страшно переживали. Корнилов согласился с аргументами, отвёл (почему-то =) меня в сторонку и сказал, что мой математический расчет его не пугает, ибо я пойду..-третьей – упс. Самсончику криво поставили застрельную 4-ку и он срочно убежал по очень важным делам к маме в больницу. Даже диплом с нами не смог остаться обмывать. Через много лет он уехал в Швецию, стал там довольно востребованным дизайнером, а нас собрал, чтобы отметить 10 лет окончания училища и как-то душевно мы в кафе встретились.

2. Моё правило – не быть последней.

Учитывая, что я поступала не по блату, без всяких взяток и прошла с «проходным» на оформителя, можно считать, что в том жизненном отрезке мне очень сильно повезло. Я бы даже слово ОЧЕНЬ именно вот написала. Приходилось учиться по 12, а не 6-7 часов в день. Общий уровень моей рисовальной подготовки сильно тянул меня назад – какие учителя в ДХШ, такая и подготовка. На вступительных экзаменах, борясь за выверенность каждого штриха, живя в людях, иногда из-за отсутствующего транспорта даже опаздывая к началу экзаменов, я пообещала себе, что если придётся преподавать, то свою программу сделаю, чтобы дети, по окончании обучения, были уверены в своих силах. И самое главное – изменю стереотип мышления, что в глубинке только третьесортная подготовка. Да, я билась за каждый штрих, не реагируя на кривые улыбки за спиной, не реагируя ни на какие внешние раздражители. Я даже не сравнивала ни с чьими свою работу и плевала на стёб невзлюбившего меня старого маразматика, который присматривал за толпой в мансарде. Почему? Кроме рисования надо было ещё сдавать диктант, разборы по правилам русского языка и литературу устно. Это были сильные мои козыри, и я об этом знала. Я знала, а конкуренты – нет. Я оставила им шанс реагировать на себя, как на дурочку с переулочка. Разумеется, что не было речи о том, чтобы иметь волю быть первой, было необходимо не быть последней. Итог. По результатам просмотра всех специальных (рисунок, живопись, две композиции) были все четвёрки. Я поняла не слабо развитым полушушарием расчета, что это – шанс. Пусть один из тысячи, но – шанс. Упёрто пошла сдавать школу. На диктант меня угораздило опоздать (автобус из Балахны отменили), но я собралась и написала с единственной ошибкой – пропустила АВТОРСКУЮ запетую. Это уже было на совести препода – можно было не засчитывать ошибку, но мне засчитали. Оставалась литература и устно русский. Это я знала без всякой подготовки. Сдала с кучей дополнительных вопросов (желание «потопить» у препода за моё опоздание), всё равно на твёрже некуда – 5. Она сказала странную для меня фразу: «Вот сейчас я верю, что ты очень много знаешь и умеешь, а на диктант опоздала случайно. Извини, я не была права в предвзятости своего о тебе мнения, Марина». Я поступила. Это была моя личная, не подкреплённая родословной, деньгами и связями чистая победа. Да, я пришла к финишу «на зубах», но я сама себя победила. С тех самых пор я никогда не стремлюсь быть наглой и быть первой, я могу быть не первой, но не могу быть последней.

3. Диплом – испытание калёным железом.

Председатель комиссии приехал чуть раньше и пошёл смотреть наши работы. Мы все делали интерьер. Я взяла, по мнению ведущего препода, убийственную тему – разработка нестандартного функционального интерьера типовой игровой комнаты в типовом детском саду. То есть, надо было предоставить план реального объекта и исправить интерьером все косяки архитектурные. Первым-то у нас Олежка шёл, а мне сказали, что мой номер – третий. Я считала, что это – очень неудачно. Было же ещё одно правило – по нарастающей. То есть самые сильные работы – конец защиты всех дипломов. Комиссия попросила (впервые!!!) распределить равномерно эмоциональную нагрузку. Если честно, то за месяц подготовки я так укатала свои мозги, так измоталась эмоционально и физически, что смогла порадоваться тому, что расчет о первой четвёрке сработал, а сама уже в состоянии предкомы вышла в зал. Что-то помнится начала спорить с начальником приёмной комиссии… Думала, что мои педагоги меня грохнут, ну или сами повесятся. А он таким адекватным человеком оказался. Успокоил нервных словами, что я защищаю свою работу, а это значит, что уверена на 100% в правоте решения и исполнения, с чем он совершенно согласен. Добавил так же, что за Диплом 5 с поощрением ГЭКа, а меня ждут ВУЗы Москвы и Питера. Всё сложилось иначе.

4. Перестройка началась.

Платить за меня по-прежнему было некому. Я пошла работать. Причём не на предлагаемое блатное место, а вернулась в Балахну и стала работать по специальности, за копейки, много и трудно, постигая как дебильные начальники ломают умных подчинённых (не только меня). С тех пор окончательно разучилась прогибаться, могу стереть в ноль морально кого угодно, а могу и убедить в безграничности потенциала любого, кто в себе совсем не уверен. Да, это была – СУДЬБА. Я открыла студию на базе того заведения, где работала по профилю, но не устраивала свою начальницу всем, начиная с того, что на мне были какие-то непонятные, но стильные шмотки. Я была бедна, как канцелярская мышка, но пахло от меня «Miss Christian Dior». Это был период перехода СССР в НИЧТО. Первый раунд – я ухожу в никуда в самый разгар этого распада, с отнявшейся в предплечье правой рукой и без вариантов, но уже хорошо поняв, что я снова последней не буду.

5. Лекарства, травы, всякая дрянь, иглоукалывание сквозь слёзы, массажи точечные – целый год.

Я начала сама одеваться – рука заработала снова. Это – тоже победа. Чем я занималась, чтобы выжить? Всем, кроме самой первой древней профессии. Любовь я всегда оставляю в разделе не для профессионалов. Художественная Школа решила открыть свой филиал у меня через дорогу. Я не искала никого – нашли меня, зная мой характер, и пригласили поработать на моих условиях. Я сказала, что программа школы меня не устраивает на 101%. Разрешили писать свою, авторскую. Я писала и переписывала всё лето. Начальники между собой не смогли утрясти формальности – пришлось согласиться на работу руководителя детской изо-студией, но на базе ЦДТ, я не видела очевидной разницы. Отработала честно 17 лет, выпустила много-много сегодняшних дизайнеров, флористов, стилистов-парикмахеров и т.д. То есть, я готовила индивидуально каждого своего ученика, учитывая его способности. Почему пошла работать? А период был точно такой же, как сейчас: кто-то ел красную икру, а кому-то предлагали брать заработанные деньги арматурой. Моей маме именно арматурой предлагали взять зар. Плату. Не очень я как-то жареные гвозди люблю. Я научилась многому. Самое главное – отстаивать свою эмоциональную территорию, ведь только на ней меня не волновало, что я первая, не первая, какая я вообще. Мне просто было комфортно на этой территории. Ученики, созерцая мои битвы, научились понимать НАШЕ комфортно и ИХ персональное комфортно и бороться за это. Только поэтому мы всегда побеждали.
Пейзаж, нарисованный чаем

"Притча о Женщине". Автор - М. Овчинникова
ЗОЛОТОЙ КАРАНДАШ РОССИИ – это был единственный раз, когда я твёрдо решила быть первой.
Союз Дизайнеров России на базе одного экспериментального городка с названием Старый Оскол лет десять к ряду проводил конкурс на самого крутого профи в отдельных номинациях. Самое сложное – ИЛЛЮСТРАЦИЯ.
Я никогда не искала лёгких путей. Просто один товарищ, с которым мы работали по детским конкурсам, решил меня взять на «слабо» и пихнул в этот конкурс профи. Я помню, что за месяц сделала 18 оригинальных листов – иллюстраций к Павичу, не останавливаясь в работе и параллельно готовя коллекцию шмоточно – модельную с описанием, нарядом в оригинальную величину (роспись авторская по ткани) и подготовкой уникального урока для ещё одного конкурса в рамках этой же программы. Думала, что снесёт голову, но в итоге всё же безоговорочно победила. Я так устала в тот момент, что даже не почувствовала вот этого какого-то первая – не первая. То есть я полюбила биатлон из всех зимних видов спорта за то, что нужно уметь чётко рассчитать силы на всю дистанцию, выстелить не мимо габаритов во все мишени, чтобы не бежать дополнительно штрафные круги и к финишу придя победителем, не считать это чем-то, что подарили небеса. Это всё – просто профессиональная работа. Хорошая профессиональная работа – не больше, но и не меньше.
Почему именно так? Человек, который зарвался после победы, постоянно гладит мысленно себя за этот факт по кумполу и вспоминает только это – уже больше никуда не взлетит, вызывая гадостное отношение к себе окружающих. У меня слишком крутые преподаватели, которые, будучи Народными и Заслуженными деятелями всего и вся, умели оставаться воспитанными, внимательными и держать планку меня научили, не зарываясь. Это был экзамен на профессиональную зрелость и способность быстро перестраиваться из одного ряда в другой, чтобы не нарушать поток движения.

Поэтому могу твёрдо сказать, что важно не первым быть стремиться, а уметь реально оценивать свои силы, предлагаемую ситуацию, находить оптимальное решение, чтобы самой из неё вырулить и людям помочь. Если перестаёшь напрочь думать о счастье для людей вообще, то все эти победки – просто бедки, гиммор такой, который станет балластом и отвращением.

Между теологией и философией я всегда выбирала прикладную философию. Не просто работа мысли, а превращение её в некий рабочий инструмент, но он работает только у того, кто не занят самолюбованием. В общем-то, и не новость, и не тайна. Но это всё – практика ДУХА. То есть я боец, конечно, но боец айкидо. Я не борюсь с движениями, стараюсь их чувствовать, не соглашаюсь с ними, а просто вовремя отхожу в сторону. Эффект какой? Тот кто не прав по факту, наступает на свои же грабли. Без моей помощи. Я его не била, я ему просто не мешала.

Так танцуют дервиши, знающие суть суфийского учения о бесконечности Вселенной. Можно совершать простые движения, но наполнять их глубокой верой и силой мысли. Это – принцип любого религиозного учения. Может быть поэтому я никогда не делила людей на какие-то группы по их убеждениям в религиях. Мне важно знать о совсем других чертах конкретной личности, чтобысказать себе, что я точно буду работать и общаться с этим человеком, или же вежливо ретируюсь.

Быть первой и быть на виду – не показатель целостности и успешности.

Стремиться побеждать путём перепрыгивания через головы – не мой путь. Человек должен познать себя и сохранить мир вокруг себя, а не биться головой о стену, стремясь прорубить короткий путь. Вероятно, что в чём-то я не права, если читать это всё с позиций 30-летних, но вполне может быть, что я права во многом, если рассматривать это всё с позиций общечеловеческих. Не нужно мнить, что ты – гуру, в чём угодно и где угодно. Только неумный будет стремиться быть первым в любом масштабе, забывая о том, что иногда «паденьем становится взлёт, а взлётом – паденье».


© Marina Ovchinnikova

P.S. По большому счёту, всё то, что написано выше - иллюстрации моей жизни и жизни тех людей, которых я знаю лично. Это всё - иллюстрации к тем эпохам в жизни россиян, которые я прожила вместе с ними. Да, не всегда первая, но никогда - последняя. Гордо, без лишних амбиций и самомнения, с желанием видеть вокруг себя счастливые лица и стремлением сделать так, чтобы прибавилось хоть на одно такое лицо неформально. Никак иначе.

7 комментариев:

  1. Здорово написала, Марина! С удовольствием почитал твой пост, у меня вообще слабость к творческим женщинам, да еще и блоггерам, это такая редкость)). Марину Трудлер еще знаю, художника со своим блогом. Эх, где вы, славные друзья из МАРХИ (я там не учился. но сильно дружил).
    Подпишусь, пиши еще, а то устал я от своего интернет-маркетинга)).
    ЗЫ. Смени капчу в комментах, зело тяжелая, это я вредный и упорный, а многие...

    ОтветитьУдалить
  2. emanno, а у меня слабостей практически нет :)), но МАРХИ - приятно и за комплименты спасибо. Я бы рада упростить режим комментов, но тут такая ерунда - блог очень старый, претерпел многое вместе со мной, а капча понимает только один раз, что её на предмодерацию закрыли - обратно уже не реагирует. Я думала, что такое только у меня - болезной.., но оказалось, что ан - нет. Это - гиммор данной платформы.

    Я просто пишу, без мысли нравится - не нравится. На самом деле со мной всегда можно в адрес списаться - это вполне нормально. Маркетинг - часть писанины. Если и пишу на эту тему, то в транскрипции АРТ, ибо очень жалко, когда люди ведутся на высокохудожественный обман. Вот PR - немного другое, флешмобы там всякие и т.д. Я же не скрываю, что блог не для того, чтобы оповестить людей, что они чего-то не понимают, не о том, что я твёрдо знаю, а скорее - просто держу себя в форме, как копирайтер. Как стилисту всегда интереснее работать, а не лить потоки слов. Хотя... Красиво писать - суть стильно выражать не тупые мысли ;-).

    ОтветитьУдалить
  3. "– пропустила АВТОРСКУЮ запетую. " По-моему, всё-таки -"запЯтая"? Так что четвурка была за дело.

    ОтветитьУдалить
  4. Уважаемый(ая) Анонимный, по-моему, раз уж Вы обнаружили "очепятку", то следовало акцентировать запЯтую, а не АВТОРСКУЮ. Запятая была от того автора, чей текс диктовали. Мне всегда странно немного, когда люди взрослые начинают цепляться к словам, не раскрывающим смысла всей статьи, чтобы показать свою грамотность. Сообщу сразу, что здесь (временами) можно и запЯтые пропущенные обнаружить, ибо интернет для меня - не дом родной, а обычно - часть работы. К блогу это НЕ относится. Что для меня этот блог? Возможность поделиться с дизайнерами и любителями материалом рабочим, ещё некая доля ответственности перед мастерами, которые этот блог "правили". А вообще-то частенько просто некогда вести его. Статья довольно старая. Странно, что люди, которые пытаются уязвить, почти никогда не называют своих имён. Признаком силы всегда была боязнь обижать, а не способность больнее ударить;-). Да ведь кроме самых близких мне людей ни у кого не получится мне сделать больно. Поэтому сожалею, что к Вашей реплике отнеслась с иронией и без должной озлобленности. Вы ведь это чувство хотели во мне вызвать?

    ОтветитьУдалить
  5. Разумеется, что ТЕКСТ!!!)))) Очень много работы - тороплюсь!

    ОтветитьУдалить
  6. Раньше я частенько цеплялся за ошибки и очепятки разных авторов, вплоть до сайта Яши, которому выслал лет 10 назад одно из легких правил написания мягкого знака в «тся» и «ться» - цеплялся незлобно, а скорее поучительно .
    Теперь, особенно после общения с Мариной, отношусь к «запетым» и «отпетым» с интересом сродни профессиональному: стараюсь понять, ЗАЧЕМ в данном месте и слове написано именно так? Возможно, желание «зацепить» читателя, или не дать ему лишего повода заснуть во время чтения, а может – просто шутка и небольшой тест на человечность.
    Этот пост действительно как набросок эпохи, когда узнаешь то, о чём пишет автор – в себе, в том, что пережито. Черт возьми, пытаюсь как-то уменьшить личные впечатления о том времени о быть более объективным – и все-таки не могу не сказать, что описываемый Мариной период «от СССР к НИЧТО», - очень яркое время, когда ещё очень многие молодые люди стремились реализовать в своей жизни непреходящие ценности, мечтали о победах и достижениях не в финансовой сфере, а в творчестве и профессионализме.

    А с капчей в блоге действительно туго – как-то пытался вставить коммент долгое время, причем безуспешно.
    Но кое-что придумал – попросить сведущего человека вставить в код шаблона перед формой коммента надпись о том, что учитывая склонность платформы уничтожать написанные комменты под благовидным предлогом, предлагаю ЗАПИСЫВАТЬ КОММЕНТ В ОТДЕЛЬНОМ ДОКУМЕНТЕ блокнота или Word-а, чтобы при неудачной попытке можно было перевставить в форму заново.

    Можно просто копировать в буфер перед отправкой, но может рукак дрогнуть или буфер очистится по непоняятным причинам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вадим, если бы я знала, что так "по живому" режу, то всё равно написала бы именно в своём ключе. Почему? Мне сдаётся, что в настоящий момент нельзя всех блогеров в одну кучу сгребать. Это - мой личный дневник, который, как оказалось, иногда кто-то внимательно читает. Опечатки невозможно искоренить даже с врождённой грамотностью. Если на экзамене я опаздывала на автобус, то сегодня я опаздываю писать и делать лист графический. Плюс, моя клавиатура иногда не выдерживает натиска. Не "отмаза", конечно, но... Я - правдива и искренна, а остальное можно пережить. Капчу на этой платформе можно вообще убрать (там есть в настройках), но тогда я только и буду делать, что "мусор" выгребать, а это с моим жизненным графиком - роскошь непозволительная. Поэтому после модерации я все комменты, даже не совсем лицеприятные, публикую и отвечаю на них. А что до самореализации, так давайте будем нормальными оптимистами: мы успели получить реально потрясающее образование (кто хотел, разумеется), успели стать профессионалами. Важно просто понимать, что в профессиях творческих порога СУПЕР не бывает. ПРЕКРАСНОМУ НЕТ ПРЕДЕЛА!!))))

      Удалить

Не стесняйтесь. Высказывайте свои мысли вслух. Сообщения проходят модерацию, но мне интересно ваше мнение.