понедельник, 19 декабря 2016 г.

Медной Горы Хозяйка – ювелир Оксана Фильчакова

Решила сделать подарок сразу многим людям: себе, читателям блога и ювелиру Оксане Фильчаковой, которая по совместительству является замечательным человеком и моей подругой.
Скоро Новый Год ! В уходящем было много всего совершенно лишённого изящества, поэтому надо как-то это всё отредактировать.
ювелирный-комплект
Данный комплект был сделан ювелирами Оксаной Фильчаковой и Дмитрием Маламыжевым (Омск, Россия) на мой юбилей. Автор идеи - М. Овчинникова. Мастера-ювелиры: О. Фильчакова и Д. Маламыжев





Читатель не видит главного - перстня, но это так задумано. Данный комплект - оберег, талисман и подарок мне на юбилей. Я оставлю ссылку на работы Оксаны.

Статья писалась для интернет-издания. Я её публикую в полном объёме.

Женщина – загадка природы, плюс – исключение из всех правил. Особенно, если учесть, что все правила обычно устанавливают мужчины, руководствуясь, толи своей логикой, то ли своей ограниченностью. Обычно их тема: «Так будет потому, что это я так решил»! Если обратить взор в сторону книжного шкафа, то почему-то первая женщина-бунтарка, которая вспоминается быстро, не будет носить имени Жанны Д'Арк, а это будет героиня романа Маргарет Митчелл «Унесённые ветром». В Скарлетт было слишком много женского начала, действий против всякой логики  и невероятно волевой характер.
Из реальных женщин, отчего-то, на ум приходят россиянки – космонавты: Валентина Терешкова и Марина Попович. Вот что они забыли в космосе? Русская женщина – вообще типаж особый! Она и коня на скаку остановит и в избу любую войдёт.

Беседовать мы будем с Медной Горы Хозяйкой – ювелиром из Сибири Оксаной Фильчаковой. Ювелир – не самая дамская профессия, но Оксана – мастер своего дела, поэтому её ответам доверять можно вполне.
Задачей нашей беседы будет этакий курс по ювелирному ликбезу. Украшения любят все, но мало кто знает тонкости, которые помогли бы правильно выбрать не только металл, но и камень для того, чтобы заказать мастеру своё уникальное украшение, чтобы и потомкам было по наследству передать не стыдно.

Вообще-то законодателями ювелирной моды всегда считались мужчины. К примеру: Карл Фаберже. Самый известный российский ювелир. Основатель семейной фирмы и династии мастеров ювелирного искусства. Является создателем яиц Фаберже, которые высоко ценятся у коллекционеров всего мира.

8ч.
Оксана, каким-то нелепым образом в ювелирной промышленности занято больше (по количеству) мужчин. Это нужно считать нормальным явлением? Если «да», то по какой причине?

О.Ф.
Нормально, это тяжелая физическая и вредная работа : грязные не отмывающиеся руки, распиленные и  поломанные ногти, пыльная кожа…и домашнюю работу никто не отменял! Но через неделю после сдачи большой работы можно снова восстановить маникюр (пока над эскизами работаешь) и снова по заданной схеме - таким образом в месяц цивильно выглядеть удается не более 10 дней..женская доля.


8ч.
Женщина-ювелир должна обладать какими-то особенными чертами характера, чтобы вообще быть в этой профессии?

О.Ф.
Боюсь, что основная особенность называется «желанием реализоваться», и применить все умения, исключающие «мамскую» работу.

Следует упомянуть женщину-гондольера, единственную в своем роде. До нее этим традиционным для Венеции транспортом управляли исключительно мужчины. Однако венецианка Джорджия Босколо прошла полугодичную программу подготовки, отлично знает свой город и морское право, владеет английским языком. Это и помогло ей успешно сдать экзамены. Также для гондольера обязателен хороший внешний вид, но с этим требованием девушка справилась с легкостью.
Источник: www.justlady.ru

8ч.
Оксана, скажите, пожалуйста, как именно Вы пришли к ювелирному эксклюзиву. Сразу закончили какое-то учебное заведение, где готовят ювелиров, или путь был тернист?

О.Ф.
Специальных учебных заведений немного: в европейской части нашей страны «Муха» в Питере и Красное село в Подмосковье, а за Уралом – Кунгур.
Я руками творила с детства, а путь в профессию был заковырист: художку бросала раза 4 пока не пришли настоящие художники, потом ХГФ при Новосибирском «педе» -поступила - бросила, потом художественное училище - отчислили, потом родители поставили ультиматум: сначала хоть какое-нибудь образование, а потом мечись сколько влезет- в результате 19 предметов экстерном и на 3-й курс педагогического училища! На 4-м курсе работала в начальной школе по программе Неменского: интегрированные уроки ,результаты налицо, все детки умнички - думала вот оно призвание , а тут директива сверху: школу закрыть, детей по большим школам  и программу советскую вернуть! Поэтому уехала в Омск снова  на ХГФ учиться, возвращаться в Новосибирск было стыдно и, здесь тоже с учителями повезло и рисовать, и лепить, и строгать и все на свете, хотя скорее уже желание научиться всему возможному уже из головы было, времени –то  уже много- мне 26 год, уже и замуж хочу.
А ювелир очень широкопрофильное образование: рисование, органическая химия, начертательная геометрия, цветоведение, скульптура, физика: оптика и механика, композиция, дизайн и история искусств – эти знания  мне дают широкие возможности к реализации в работах.
Все приходит с опытом: читаем- пробуем, подсматриваем у мастеров – снова пробуем.
А само определение - ювелир не люблю. Я - художник, я создаю, а не произвожу  не производственник я, а - творец! В советское время серых одежек себя украшали хоть чем-нибудь ярким, вот это и были первые шаги в профессию.

Стать ювелиром можно, закончив следующие учебные заведения:
Колледж декоративно-прикладного искусства №36 им. Карла Фаберже
Техникум художественных ремесел № 59
Московский политехнический колледж
Колледж автоматизации и радиоэлектроники № 27 имени П.М. Вострухина
Политехнический колледж № 13 им. П.А. Овчинникова
Источник: www.ucheba.ru


8ч.
Мы знаем, что и Ваш супруг занят ювелирным эксклюзивом. Не тесно двум творцам на одной территории? Споры бывают, или у Вас всегда заказы совершенно разные?

О.Ф.
Как в поговорке вместе тесно - поврозь скучно! Но 15 лет в одном деле, кто тебя лучше поймет с полуслова, а вот поспорить – это да! Большая мастерская у благоверного, а я дома в кабинете мысли в бумагу или в воск превращаю, но потом процесс сотрудничества неизбежен как восход солнца и непредсказуем как ветер…



8ч.
Оксана, а теперь, если это не является тайной за семью печатями, хотелось бы, чтобы Вы широкой аудитории раскрыли некоторые очевидные для мастеров, но далёкие от заказчиков «секреты». Например: существует ли в природе белое золото? Если его в природе нет, то каким образом ювелиры данный металл создают?

О.Ф.
Металл «голд» цветом желт! Это аксиома от химии, а цвет металлу дают добавки в сплаве типа никель, ( который не вреден вопреки средствам массовой информации- все едим из никелированной посуды - и ничего!), палладий, серебро, медь, цинк, все эти давки необходимы для соответствия пробе и прочности изделия, ведь как известно золото, химически чистое, очень мягкий металл - никак не ноский в жизни- стирается, заминается, деформируется.

8ч.
Что такое – единица измерения камня и металла? Это тождественные понятия, или совершенно разные?

О.Ф.
Это одно понятие- карат, который в свою очередь  бывает как единицей измерения массы, так и единицей  измерения объёма, еще и площади, а также используется как единица измерения чистоты вещества (пробы)
Любые подробности в интернете или библиотеке - это не тайна!

Проба золота.
 Проба – это содержание чистого золота в сплаве. В РФ это значение выражается в тысячных долях. Иными словами: чистое золото у нас 999,9 пробы (999,9%), сплав 585 пробы содержит 58,5% чистяка, в 750 пробе реального аурума 75%. Оставшаяся часть – всякое разное говно (на ювелирном языке - лигатура).
 За бугром голда измеряется в каратах: 999,9 = 24 ct, 750 = 18 ct, 585 = 14 ct.
 Не путайте эти караты с бриллиантовыми. Это НЕ одна и та же фигня, а разные.
 Но, тсс!!! Про то - никому! Слышишь?!
Источник - pikabu.ru (ювелирный ликбез).

8ч.
Многие считают, что золото (как металл) – круче, а серебро – полезнее (посуда, украшения). Что Вы, как специалист, ответите на этот счёт?


О.Ф.
Золото почти не окисляется в бытовом применении, поэтому имеет более стабильный вид: блестит и не пахнет! Ремонта – т.е. восстановления потребует лет через 30-50 лет, а серебро (сложноспаянное) надо отнести к мастеру на профилактику лет через 10лет (речь идет о конструкции, а не о перетирающихся деталях конечно).
 Серебро взаимодействует с нами более активно, а значит требует дополнительного ухода, хотя безусловно служит очевидным показателем здоровья и неподходящих условий работы! Очень быстро чернеет: проверяем желудок, а столовые приборы, темнеющие на кухне, напоминают о выборе менее острых блюд и своевременной смене фильтра в вытяжке.

8ч.
Скажите, пожалуйста, от чего зависит цвет золота, и золото каких стран на ювелирном рынке ценится выше?

О.Ф.
 Цвет зависит от добавок, соответствующих пробе!
Для всех стран есть общие доступные правила изготовления пробы оттого как соблюдает их изготовитель, такое качество и имеем
Основное что нам надо знать 14 карат, это наша 585 проба, 24карата -  это 999,9 проба -«чистяк» и только в Германии,  333проба официально популяризирована- как правило это штампы легковесы, доступные по цене, с широким выбором и быстросменяемым ассортиментом, кстати система принеси старую вещь и обменяй на новую с минимальной доплатой оттуда же !

Цвет золота.
 Цвет зависит от лигатуры, которой понижают чистое золото до определенной пробы.
 Зачем это делают? Одна из причин: чистяк весьма мягок, поэтому изделия из него канолевыми будут выглядеть недолго. Стоит вам начать копать картофель или мыть посуду, как ваше кольцо 999,9 пробы станет выглядеть как лицо моей бабули.
 Золото одного цвета, но разной пробы будет лишь немного отличаться по оттенку. Чем выше проба, тем она желтее. Чистяк, особенно расплавленный – очень красив. Как солнышко.
Источник - pikabu.ru (ювелирный ликбез).

8ч.
Сейчас пошла странная мода – прокалывать уши девочкам чуть ли не на первом месяце жизни. Ведь на мочке уха множество акупунктурных точек. Не вредно ли это для здоровья ребёнка и вообще, оптимальное количество лет, когда имеет смысл уши прокалывать, если это – вопрос к ювелиру. Ведь люди частенько ещё и камень подороже норовят в серьги вправить.

О.Ф.
Прокалывать уши по  родительскому хотению не считаю хорошей мыслью и поступком по этическим соображениям - дети тоже люди: со своими желаниями- сами решат надо- не надо, и конечно, по медицинским , акупунктура - это серьезно.

С давних времен мочка уха не случайно является у разных народов традиционным местом прокалывания ушей для ношения серег. В ней отсутствует хрящ, быстрее происходит заживление места прокола. При этом следует знать, что на мочке уха находятся точки, которые отвечают за нормальное функционирование глаз, миндалин, верхней и нижней челюсти, языка и внутреннего уха.
Источник: www.ctm-clinic.ru


8ч.
Имеет ли право ювелир, делающий эксклюзивные украшения, выкладывать их в своё портфолио? Если да, то, при каком условии? Если нет, то, как люди могут узнать о чудо-мастере?

О.Ф.
Включение работ, выполненных на заказ, в портфолио автора  осуществляется с разрешения самого заказчика.



8ч.
Оксана, Вы о камнях знаете практически всё. Самый популярный по желанию приобрести – бриллиант. Но ведь это – весьма непростой камень. Моя подруга живёт в Канаде, приобрела на аукционе старинные серьги с бриллиантами 19 века на много карат по очень скромной цене. Это какой-то подвох, или следует знать, как правильно данное украшение носить? Да и бывает ли вообще такое: бриллиант большой и дёшево?

О.Ф.
Все о камнях знает специалист по камням и зовут его гемолог, а я обучена книжки читать, и выяснять чего нельзя делать, прежде чем к камушку притрагиваться.
Бриллиант это способ огранки (57 граней), а не название камня, хотя чаще всего под этим подразумевают алмаз таким способом обработанный.
А что касательно подруги, которая, что-то приобрела очень много и недорого , вот как я думаю: камни скорее всего вечерней огранки- блеск от которых будет в полной мере виден лишь при желтом , как бы ламповом освещении, а в нынешнем неоне эти камни играть будут не очень, а чтобы сделать очень их надо перегранить, потеряв в весе и хорошо заплатить огранщику!
Цена камней идет по двум категориям: чистота и цвет, от 1 до 9, об этом должно быть написано в документе, который прилагается к камням или изделию.

 «Куллинан» («Звезда Африки») — самый большой алмаз в мире. Его масса составляла 3106,75 карата (621,35 грамма), размеры 100х100х100 мм. Алмаз был найден случайно 25 января 1905 года в Южной Африке в шахте Premier Mine и, по-видимому, являлся осколком очень крупного кристалла, который найден так и не был. Был назван в честь владельца рудника Томаса Куллинана.
Источник: wikipedia.org

8ч.
Как правильно подбирать камень:
- по имени?
- по знаку зодиака?
- просто понравился?
Вы же не станете отрицать, что все камни, являясь кристаллами, несут определённый набор информации, которая так или иначе начинает работать с организмом владельца? Есть какие-то общие правила, которыми стоит руководствоваться при выборе камня для украшения?

О.Ф.
Это личная магия владельца, кто как, а я не расспрашиваю об этом интимном процессе, можно ее разрушить

8ч.
Вопрос творческого плана. Скажите, пожалуйста, существуют ли темы, с которыми Вы особенно охотно работаете? Анималистика, или нечто орнаментальное? Скажем, если Вас не на заказ просят что-то сделать, а Вы делаете это украшение себе в удовольствие.

О.Ф.
Люблю работать в смешанных техниках, умею и люблю лепить флору- фауну, сложно отношусь к геометрическому абсолюту - все параллельно, перпендикулярно- это стильно  не спорю, но для меня скучно, я живинку люблю, маленький кусочек неправильности, чтоб как в жизни!
Нравятся фактуры, цветовые включения, объемы, движения, неидентичность допускаю при изготовлении серег с полудрагоценными камнями (часто в них несовпадающий рисунок при общем  идентичном абрисе).

Анимали́стика (Анималистический жанр), иногда также Анимали́зм (от лат. animal — животное) — жанр изобразительного искусства, основным объектом которого являются животные, главным образом в живописи, фотографии, скульптуре, графике и реже в декоративном искусстве.
Источник: wikipedia.org
8ч.
Вы ювелир-дизайнер. Придумываете вещь от эскиза до итога. Во время работы промежуточные этапы заказчику демонстрируете?
Оксана Фильчакова:
Нынче популярно быть дизайнером, и готовых проектов не счесть: не ленись, открой в журнале последнее модное слово и делай по - писанному! Я - художник, который сначала рисует, как видит вещь для себя, потом смотрит на клиента и доводит вещь под стать (длина-ширина, объем, чтоб для него единственного).
Да, я стараюсь на протяжении работы, если есть конструктивная необходимость встречаться или переписываться с заказчиком, надобность учитывать индивидуальные особенности велика.

8ч.
Хочется спросить совета у профессионала – чем чистить ювелирные изделия и каким образом? Неужели всегда нужно в профессиональную чистку отдавать? Да и почему вообще чернеет серебро или золото?

О.Ф.
Если зубная паста и щетка или зубная щетка с капелькой «ферри» не помогли, то к профессионалам, в принципе все в книжках написано, сто, двести лет  серьги-кольца  чистят все тем же.
Чернеет из-за экологии, нездоровья, плохой лигатуры…я не ясновидящая,  к сожалению!


8ч.
Оксана, а почему золото бывает плотным и не очень? Полое золото (серебро) ещё в тренде?

О.Ф.
Изготовление полых моделей  тема не новая, хотя нынешние технологии позволяют наносить покрытие из металла на восковую основу  это у итальянцев в ходу, и в хорошем качестве кстати, в основном гальваника,  а есть просто цепи-браслеты из очень тонких трубок. Получаются красивые недолговечные вещицы, так тонко руками не сделать – это хорошая  машинная работа.

8ч.
Какими старинными техниками обработки драгоценных металлов Вы владеете?

О.Ф.
А в ювелирке все старинное, за малыми исключениями, все как раньше, только инструменты на механику заменили и оптики добавилось, а все остальное черпаем из истории: книжки читаем, картинки рассматриваем, а потом идем в Эрмитаж ,например, и понимаем чего нельзя рассмотреть на самой лучшего качества иллюстрации- мастерство автора! Потом возвращаемся к станку и начинаем пробовать  изваять достойно!

У ювелиров, как и у других профи, масса разных приёмов и техник. Сколько наберется одних только тонировок поверхности – золочение, серебрение, чернение, оксидирование, анодирование. Украсить изделие рисунком можно путём гравировки, резьбы, инкрустации, чеканки, канфарения и тиснения. Техника ювелирной филиграни (скань) — это скорее уже работа с линией и контуром, а эмаль на украшениях — чудная возможность работы с цветом.
Источник: juvelirum.ru

8ч.
Бывают ли у ювелира «творческие планы»? Или это именно тот мастер, который полностью зависит от заказчиков?

О.Ф.
Мастер, не имеющий творческих  планов, идет работать на фабрику,  на ремонтную точку: в понедельник, в 9 пришел, получил работу на день, в 18 инструменты сдал и работу сдал и так до пятницы, все от человека зависит, чего он от жизни хочет и профессионализм у этих ребят ого-го! А вот не придумывается своя работа, а некоторым и не хочется - просто супер исполнители, ассы- техники, но не созидатели.

8ч.
Случалось ли в жизни, что заказ выполнялся с соблюдением всех требований заказчика, а он вдруг не выкупал изделие? Что Вы делаете в этих ситуациях?

О.Ф.
Первое, что сказал учитель, в качестве напутствия: собрались работать с людьми - приготовьтесь к немотивированным возвратам! НИПОЧЕМУ! Просто так!
Поэтому  не беру вперед никаких денег, кроме как на материал (и то не всегда), в случае неудовлетворения – возврат  и изделие мое!

Эксклюзив – нечто  исключительное, неповторимое; единственное в своём роде.
(примечание автора).

8ч.
Смоделируем ситуацию: я заказала у Вас украшение, разумеется, что эксклюзивное. Имеет ли смысл показывать его в интернете крупным планом? Сейчас так часто воруют идеи, а нет желания видеть на ком-то вещь, похожую на мою. Или повторить ювелирный эксклюзив невозможно в принципе? Почему?

О.Ф.
По крупному счету все идеи висят в воздухе! Каждому доступно использовать эфир, практически невозможно абсолютное копирование с картинки: во-первых, масштаб и пропорции носителя имеют значение, во- вторых, у каждого мастера свой почерк, в- третьих, камни все со своими «лицами» и тд., смотри ответ про Эрмитаж

8ч.
У Вас бывало внутреннее ощущение, что Вы похожи на Хозяйку Медной Горы из сказов Бажова? Я имею в виду чувство материалов, с которыми работаете, мастерство исполнения, удовлетворённость от сделанного.

О.Ф.
Ну, про Хозяйку Медной Горы это как-то неоднозначно: да встаешь из-за полировального станка - вся серо-зеленой пылью подернутая, лапки замызганные скрюченные, очечки с личика сдергиваешь, респиратор тоже – и смотрит на тебя из зазеркалья  явно неведома личина – может так Хозяйка Медной Горы свой лик мастерам являет?!

А вот  делать работу не получая удовлетворения – это мазохизм какой-то, чаще во время работы чувство сублимации испытываешь (это - оговорочка по Фрейду).

8ч.
Если люди пожелают именно к Вам обратиться с заказом на эксклюзив, то каким способом им Вас можно найти, скажем, в интернете?

О.Ф.
- Публичная ссылка на Зверьё http://yadi.sk/d/fyHU50p5D2H6b, ящик axinnya@mail.ru

8ч.
Огромное спасибо за ценные советы и беседу. Наш журнал желает всей вашей творческой семье не только здоровья, счастья, успехов, но и замечательных интересных заказов!


Размышлять на тему «зачем женщины идут в мужские профессии» можно бесконечно. Я всё же думаю, что важен итог, или правильность выбранного пути. В любом случае можно назвать счастливым человеком того, который делает дело от души и с душой, а богатым имеет полное право называться не коллекционер ассигнаций, а индивид, позволяющий себе делать любимое дело, не заботясь о том, каков куш перепадёт. Повезло мне с интервьюируемой Медной Горы Хозяйкой! Самое важное, что Оксана потрясающе хорошо делает для людей то, что нравится ей самой. Точнее сказать, она – универсальный мастер эксклюзивщик, превращающий мечты в реальность. И не только женские. Вы даже представить себе не можете, до какой степени мужчины модниками бывают. Я имею в виду, до чего они часто ювелиркой интересуются именно на предмет украшательства себя. Это, наверное, из древнего Египта ещё тянется…


Автор - Марина Овчинникова
Собеседница – ювелир Оксана Фильчакова
 Для журнала «8 часов»


Материал иллюстрирован работами мастера - Оксаны Фильчаковой. Частичное или полное копирование материала, иллюстраций разрешается с присутствием активной обратной ссылки на данный источник - Арт Архив М. Овчинниковой

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Не стесняйтесь. Высказывайте свои мысли вслух. Сообщения проходят модерацию, но мне интересно ваше мнение.